Средства художественной выразительности

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.
Выделяются  фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом  –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средствахудожественной выразительности  помогают автору создать художественный  образ, ачитателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.



Словарь 

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи  в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент  художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора,  эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
            ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно
В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.
            ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – 
гипербола.
К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь
            МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) -  троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от
сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
                                    Век девятнадцатый, железный,
                                    Воистину жестокий век!
                                    Тобою в мрак ночной, беззвездный
                                    Беспечный брошен человек!
                                                                   А. Блок
Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д.  В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:
В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...
А. Фет
Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...
С. Есенин
Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
С. Есенин
Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.
            МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).
                                  Театр уж полон, ложи блещут;
                                  Партер и кресла, всё кипит...
                                                                       А.С. Пушкин
В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...
А. Пушкин
Здесь метонимия "мечи" - воины. Наиболее распространена метонимия, в которой название профессии заменено названием орудия деятельности:
Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада...
А. Пушкин
Здесь метонимия «уснет перо».
ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)   - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)
            ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
                                       Колокольчики мои,
                                       Цветики степные!
                                       Что глядите на меня,
                                       Тёмно-голубые?
                                       И о чём звените вы
                                       В день весёлый мая,
                                       Средь некошеной травы
                                      Головой качая?
                                                                А.К. Толстой
            СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:
А в двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы...
В. Маяковский
2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:
- Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!
3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей...
 М. Лермонтов
И гордый внук славян, и финн...
А. Пушкин
4) Замена числа множеством:
Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
А. Блок
5) Замена родового понятия видовым:
Бьем грошом. Очень хорошо!
В. Маяковский
6) Замена видового понятия родовым:
"Ну что ж, Садись, светило!"
В. Маяковский
            СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).                                                   Буря мглою небо кроет,
                                   Вихри снежные крутя;
                                   То, как зверь она завоет,
                                   То заплачет, как дитя…
                                                                    А.С. Пушкин
"Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия  -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
М. Лермонтов
Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения  обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
"У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
"Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:
И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.
А. Пушкин
Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
А. Пушкин
Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:
Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
М. Лермонтов
В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.
А. Пушкин
Я не парю - сижу орлом.
А. Пушкин
Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
"Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."
 М. Шолохов.
ОБРАЗ -  обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.
                                    Не ветер бушует над бором,
                                     Не с гор побежали ручьи,
                                     Мороз - воевода дозором
                                     Обходит владенья свои.
                                                                  Н.А. Некрасов
            АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.
В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).
            ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
                                    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
                                    Дикие проклятья дорогой изрыгая.
                                    И вижу: сидят людей половины.
                                    О дьявольщина! Где же половина другая?
                                                                     В. Маяковский
            ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
                                     Слуга влиятельных господ,
                                     С какой отвагой благородной
                                     Громите речью вы свободной
                                     Всех тех, кому зажали рот.
                                                                         Ф.И. Тютчев
            САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
            АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
                                        О весна без конца и без краю -
                                        Без конца и без краю мечта!
                                                                             А. Блок
            АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ)  (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
                                      Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
                                      Величавый возглас волн.
                                      Близко буря. В берег бьется
                                      Чуждый чарам черный челн…
                                                                        К. Бальмонт
            АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).
            АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Ты и убогая,
                                        Ты и обильная,
                                        Ты и забитая,
                                        Ты и всесильная,
                                        Матушка-Русь!…
                                                                     Н.А. Некрасов
            АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение) -        резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
                        Ты богат, я очень беден;
                                       Ты прозаик, я поэт;
                                       Ты румян, как маков цвет,
                                       Я, как смерть, и тощ и бледен.
                                                                           А.С. Пушкин
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…
Н. Некрасов
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...
С.Есенин.
Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
                             …Как вдруг из лесу шасть
                                  На них медведь разинул пасть …
                                              А.Н. Крылов
                      Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
                                  Людская молвь и конский топ!
                                                                      А.С. Пушкин
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
                                       Ночь, улица, фонарь, аптека,
                                       Бессмысленный и тусклый свет.
                                       Живи ещё хоть четверть века -
                                       Всё будет так. Исхода нет.
                                                                       А. Блок
            МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.
Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют...
М. Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать…
М.Ю. Лермонтов
            ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
С. Есенин
            ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Преданья старины глубокой
                         А.С. Пушкин
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням
А. Пушкин
            ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание  контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  
В синем море волны плещут.          
                                    В синем небе звезды блещут.        
                                                                      А. С. Пушкин
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
В. Брюсов
Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).
Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».
Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
            ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов.  «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».
 Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)
ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.
                                 Выходит Пётр. Его глаза
                                 Сияют. Лик его ужасен.
                                 Движенья быстры. Он прекрасен,
                                 Он весь, как божия гроза.
                                                                       А. С. Пушкин
            РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.
                       
            ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  -  фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
В. Жуко
День в тёмную ночь влюблён,
                                         В зиму весна влюблена,
                                          Жизнь – в смерть…
                                          А ты?... Ты в меня!
                                                                       Г. Гейне
В лирике встречаются стихотворения, написанные бессказуемными конструкциями, т. е. с широким использованием эллипсиса, например стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье...»
            ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -  образное определение,  дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»),
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум...
Н. Некрасов
Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так в приведенном примере слова "золотая" и "чудно смешанный" приобретают свойства зпитета  в сочетании со словами "весна" и "шум". Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
В. Брюсов.
Такие эпитеты называют метафорическими. Эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки. В качестве эпитета могут быть использованы различные (значащие) части речи (существительное, прилагательное, глагол).
К особой группе эпитета относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: "живая вода" или "мертвая вода", "добрый молодец", "борзый конь" и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества.
            ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.Рифма -  вид эпифоры (повтор последних звуков).
Вот на берег вышли гости,
                                    Царь Салтан зовёт их в  гости...
                                                                         А. С. Пушкин
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:
Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит!
А. Блок
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..
М. Лермонтов
УМОЛЧАНИЕневысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если на дороге  куст
Встаёт, особенно – рябина 
М.И. Цветаева
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
ЯМБ  - двусложная стопа с ударением на втором слоге
ХОРЕЙ двусложная стопа с ударением на первом слоге
ДАКТИЛЬ – трехсложная стопа с ударением на первом слоге
АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на втором слоге
АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге
ПИРРИХИЙ – дополнительная двусложная стопа, состоящая из двух безударных слогов
СПОНДЕЙ – дополнительная стопа, состоящая из двух ударных слогов
РИФМА
абаб – перекрестная, аабб – парная, абба кольцевая (опоясывающая), аабссб - смешанная
МУЖСКАЯ – ударение падает на последний слог рифмующихся слов
ЖЕНСКАЯ – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов
















Виды тропов

Тропы

Характеристика
Примеры
Аллегория
Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Гипербола
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение
Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
Ирония
Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Литота
Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Метафора
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Метонимия (переименование)
Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними
Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Олицетворение
Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Перифраза
Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Развернутые метафоры
Несколько метафор, связанных между собой по смыслу
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Синекдоха
Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
Пуще всего береги копейку
Сравнение
Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Эпитет
Художественное, образное определение
Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным


Стилистические фигуры

Фигуры

Характеристика
Примеры
Анафора
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
Антитеза
Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия
И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Бессоюзие
Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала.
Градация
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение
Тёмные, душные, скучные комнаты
Инверсия
Обратный порядок слов
Досадно было, боя ждали
Многосоюзие
Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Параллелизм
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Риторический вопрос
Вопрос, не требующий ответа
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Риторическое обращение
Обращение к неодушевлённому предмету
Ах ты, степь моя, привольная!
Умолчание
Сознательно выраженная не до конца мысль
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
Эллипсис
Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Эпифора
Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?


Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства

Назначение в тексте
Анафора
Для усиления предшествующего слова
Антонимы
Как выразительное средство создания контраста
Бессоюзие
Для создания впечатления быстрой смены картин
Вводные слова
  • Выражают отношение говорящего к высказыванию
  • Выражение эмоциональной оценки сообщаемого
  • Указание на экспрессивный характер высказывания
  • Указание на последовательность изложения
  • Указание на способ оформления мысли
  • Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам
Вопросительные предложения
  • Служат собственно вопросом
  • Подчёркивают нужную мысль
  • Выражают предположение
  • Являются эмоциональным откликом на ситуацию
Восклицание
  • Выражение сильного чувства, волнения
  • Выражение отношения автора
  • Выражение эмоциональной прерывистости речи
Вставная конструкция
  • Дополнительное пояснение, уточнение
  • Поправка, оговорка
  • Попутное замечание
  • Добавочное сведение
Гипербола
С целью преувеличения какого-либо явления
Градация
Произвести впечатление по нарастающей
Деепричастие и деепричастные обороты
Для выражения краткости, динамичности
Диалектизмы
  • В качестве средства выразительности
  • Для создания местного колорита
  • Для передачи особенностей речи жителей определённой местности
Игра слов
Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо
инверсия
Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Метафора
  • Для создания образности и компактности в плане языковых средств
  • Особая выразительность и эмоциональность речи
Метонимия
  • Предельно краткое выражение мысли
  • Источник образности
Многосоюзие
  • Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
  • Для усиления выразительности речи
Неологизмы
Для создания оттенка необычности, новизны
Неполные предложения
С целью экономии языковых средств
Обобщённо-личные предложения
С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках
Образные выражения
С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия
Однородные члены
  • Показ динамики действия
  • Зарисовка общей картины как единого целого
  • Создание гаммы красок, звуков
  • Создание ряда эпитетов
  • Создание ритмического рисунка
  • Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии
Олицетворение
Для создания образности, выразительности
Парцелляция
Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений
Побудительное предложение
Для выражения волеизъявления говорящего
Повтор лексический
  • Для обозначения большого числа предметов, явлений
  • Для усиления признака, степени качества или действия
  • Для указания на длительность действия
Повтор стилистический
  • Для подчёркивания каких-либо деталей
  • Для создания экспрессивной окраски
Присоединительные конструкции
  • Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность
  • Придают характер разговорности, непринуждённости
Профессионализм
В качестве показателя образованности в определённой сфере
Прямая речь
  • Дословная передача чужого высказывания
  • Средство характеристики говорящего
  • Средство создания художественного образа
Разговорная лексика
Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
Риторический вопрос
Для привлечения внимания читателя
Риторическое обращение
Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
Ряды синонимов
  • С целью указания смысловых оттенков
  • Для характеристики экспрессии или эмоций
Синекдоха
  • Сделать речь точной, яркой, художественной
  • Чтобы избежать повторений
  • Как отражение высокого художественного мастерства
Сложные синтаксические конструкции
Как характеристика авторского стиля
Сравнение
Для создания художественной выразительности
Стилистически окрашенные слова
  • Для выражения отношения к предметам, поступкам
  • Для выражения различных чувств
  • В качестве комического средства при неуместности
Термины
Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова
Фразеологизмы
  • Для придания высказыванию выразительности
  • Для создания образности
Цитирование
  • В целях дословной передачи чужих слов
  • В качестве достоверности
Эллипсис
Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности
Эпитеты
С целью художественной выразительности

Комментарии