Графика
Содержание речи на письме передается начертательными знаками. Каждый язык, имеющий письмо, располагает рядами таких знаков, которые складывались у многих народов на протяжении столетий и даже тысячелетий.
Мировое письмо прошло в своем развитии очень длительный и сложный путь. Сначала были рисунки на камне, кости, дереве и пр. (эпоха развитого первобытнообщинного строя). Рисунки не отражали звуковой стороны языка, не были связаны ни с отдельным словом, ни с отдельным звуком и передавали мысль только приблизительно. Подобное письмо в науке называется пиктографическим (от латинского pictus — нарисованный, греческого graphs — пишу).
Но постепенно рисунок превращается в условный знак для обозначения отдельного слова с определенным лексическим значением. На этом этапе письмо уже дословно воспроизводило содержание речи. Однако по-прежнему не было связи между знаком и произношением. Этот тип письма называется идеографическим (греческий idea — понятие, grapho — пишу). В идеографическом письме знак выступает в роли символа, который вызывает в сознании читающего понятие о предмете, но не дает (как и рисунок) никакого представления о том, как звучит слово, называющее данный предмет. В чистом виде идеографическое письмо использовалось только на раннем этапе его формирования, и было очень сложным. Совершенствование этого типа письма связано с введением знаков для отдельного слога, а иногда и для отдельного звука наряду с основными знаками — идеограммами для отдельного слова. Поэтому наиболее древние идеографические системы были смешанными — идеографическо-слоговыми (древнеегипетское письмо — с конца IV тысячелетия до н.э., шумерское — III тысячелетие до н.э., протоиндийское — III тысячелетие до н.э., китайское — II тысячелетие до н.э. и др.). Идеографическое письмо требовало запоминания огромного количества знаков. Кроме того, с помощью идеограмм трудно было оформлять грамматические связи между словами. Естественно, что данное письмо могло закрепиться только в тех языках, в которых грамматические отношения передаются не изменениями слов, а, например, порядком слов в предложении, служебными частицами, интонацией. Таким языком является китайский.
Поиски более удобного письма привели к возникновению чисто слоговых систем, когда за знаком закрепляется звучание конкретного слога. Этот тип письма получил распространение в IV — III тысячелетиях до н.э. Слоговым письмом в настоящее время пользуются в Японии, Индии и Эфиопии.
По мере дальнейшего развития общества слоговое письмо постепенно преобразуется в звуковое, — знаки обозначают звуки языка. Знаки для отдельных согласных звуков впервые появились в египетском письме. Затем в Финикии (XII — X вв. до н.э.) на основе египетского письма вырабатывается система обозначения согласных звуков (22 знака). Один из подвидов финикийского письма (собственно финикийский) был заимствован греками. На почве греческого языка это письмо преобразуется в чисто звуковое, — все звуки получают обозначение на письме. Именно в Греции (VIII в. до н.э.) был создан алфавит — система расположенных в определенном порядке начертательных знаков (букв), которые используются в том или другом языке для обозначения звуков на письме. На основе греческого алфавита затем были созданы алфавиты латинского, этрусского, готского и славянского (старославянского) языков. В свою очередь, от латинского алфавита произошли все алфавиты языков Западной Европы.
Звуковое, или алфавитное, письмо в настоящее время используется большинством народов мира. Этот тип письма является наиболее удобным и доступным, так как при помощи его возможна передача любого содержания человеческой речи, независимо от того, имеем ли мы дело с понятиями конкретными или абстрактными, простыми или сложными: все то, что находит выражение в слове (а слово облечено в звуки), может быть передано посредством звукового письма.
При изучении письма того или иного языка обращается внимание на то, какими начертательными средствами передается речь, т.е. какова система знаков в целом и как соотносятся звуки и знаки (буквы), т.е. как читаются буквы. Этими вопросами и занимается графика (от греческого graphikos — нарисованный).
Обозначение мягкости согласных
В нашем письме парные твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одним и тем же значком.
Для различения твердых и мягких согласных используется два ряда гласных букв: а, о, у, э, ы указывают на то, что предшествующая согласная обозначает твердый звук; я, е, ё, и, ю указывают на то, что предшествующая согласная обозначает мягкий согласный звук (вал — вял, нос — нёс, тук — тюк, сэр — сер, был — бил). Кроме того, для обозначения мягкости широко используется буква ь: возьму, польза, путь.
Согласные же звуки [ж, ш, ц, ч, ж', ш'], выступающие в языке либо как твердые ([ж, ш, ц]), либо как мягкие ([ч, ж', ш']), независимо от того, какой гласный следует за ними, читаются соответственно только твердо или только мягко: жар — жир, шоры — шел, цыкать — цинк, час — чист, щука — щит. Что касается звука [ж'], то он специального буквенного обозначения не имеет: в одних случаях этот звук обозначается буквосочетанием зж: визжать, позже, в других — буквосочетанием жж: вожжи, дрожжи. В современном языке допускается два варианта чтения этих буквосочетаний — мягкий и твердый, но эти варианты чтения не определяются последующей гласной. Например, в слове жужжать пишется буква а, но буквосочетание жж можно произносить и мягко, и твердо (твердый вариант по времени возникновения более поздний). Написание букв а, о, у после мягких согласных ч, щ, так же как и написание после твердых согласных букв е, ё, и (а в заимствованных словах иногда и букв ю, я), является отступлением от принятой в русской графике системы обозначения твердости-мягкости. Таким же отступлением является и написание буквы ь в конце слова после твердых шипящих: ешь, рожь, тишь и др.
Орфография
Орфография (греческий orthos - прямой, правильный + grapho - нишу) - система правил:
о написании слов и их значимых частей (морфем);
о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;
об употреблении прописных и строчных букв;
о переносе слов с одной строки на другую.
Основной принцип русской орфографии
Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип.
Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.
Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней и окончаний. Морфологическим является также принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:
написания имен существительных женского рода с конечным шипящим: рожь, ночь, мышь, вещь. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные в одном типе 3-го склонения (новь, метель, тень, кровать, тетрадь и т.д.);
написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (брить, верить, писать и т.д.);
написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: создается единообразное внешнее оформление императива (исправь, откинь, отбрось, отмерь и т.д.).
Помимо морфологического принципа, который является основным в русской орфографии, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, раз-, низ-, чрез-, через-. Конечный звук [з] в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме: бездушный - бестолковый, возглавить - воскликнуть, издать - истолковать, низвергать - ниспослать, разбить - расформировать, чрезмерный - чересседельник. К фонетическим написаниям относится написание приставок рос- под ударением и рас- без ударения: роспись - расписка. Также написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.
К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов: поджог (имя существительное) - поджёг (глагол), бал - балл, кампания - компания, Орел (город) - орел (птица).
Наконец, существуют еще традиционные, или исторические, написания Примером может служить написание буквы и после твердых шипящих ж, ш и после ц: в древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было закономерным, так как соответствовало произношению.
Слитные, полуслитные и раздельные написания связаны со сложными словами разных частей речи (существительными, прилагательными, числительным, местоимениями, наречиями), с повторением слов, с написанием иноязычных приставок и т.д.
Комментарии