Русский язык в школах: правильно ли нас учат?

Русский язык для многих — один из самых скучных предметов в школе. Диктанты и изложения, бесконечные правила, такие же бесконечные исключения, расстановка знаков препинания, разбор слова по составу. Скучно.


Школьная система обучения русскому языку не содержит в себе механизма пробуждения интереса к изучаемому
И большинство школьников при этом даже не подозревает, что о словах можно рассказывать увлекательно. Кроме того, школьный процесс изучения русского языка никак не привязан к практике: ученикам не объясняют, как, в каких ситуациях им могут пригодиться те или иные знания, и вообще, зачем учить правила, если Word и так исправит, в крайнем случае, можно посмотреть в словаре.

В нашей системе координат считается, что грамотность — это умение правильно вставить пропущенные буквы, это знание правил, умение составлять схемы и таблицы, выходить к доске и ставить запятые. На самом же деле грамотность заключается не только в этом. Грамотность — это, например, умение переключать регистр в зависимости от того, в каком месте, в какой среде ты находишься, умение использовать один стиль в одной компании и другой - в другой. Это может пригодиться при устройстве на работу, когда составляешь резюме, когда беседуешь с работодателем. Но, как правило (есть и исключения), этому не учат. А потом мы удивляемся, почему люди, которые приходят на Общественное телевидение, не знают, что такое честолюбие, и говорят, что это умение соблюдать чистоту. Удивляемся тому, что путают библеизмы с изречениями Ленина.

А ведь на уроках в школе не рассказывают о происхождении слов, об этимологии известных фразеологизмов и крылатых выражений. Школьная система обучения русскому языку не содержит в себе механизма пробуждения интереса к изучаемому. Именно поэтому мы не умеем пользоваться словарями, мы не знаем, зачем они нужны, и об отсутствии этой культуры заглядывать в словарь, развитой в других странах, часто говорят лингвисты. Впрочем, есть люди, которые давно хотят сделать уроки русского совсем другими.

Профессор МГУ, доктор филологических наук Игорь Милославский в очередном открытом интервью из цикла «Набор слов» расскажет Ксении Турковой о том, как, по его мнению, должна измениться школьная система преподавания словесности, что предлагают нам современные учебники и чего в них не хватает.
http://mn.ru/society_edu/20130319/340274660.html

Комментарии